Церковь Николы на Всполье

На том месте, где сейчас находится Церковь Николы на Всполье, в древности стоял Сретенский монастырь. После его упразднения от него осталось две деревянные церкви - Сретенская и Никольская, которые сгорели во время пожара. Здание, которое мы видим сегодня было заложено в 1803 году. Работы продолжались 10 лет и 9 февраля 1813 года состоялось освящение вновь построенной церкви.

Но работы по устройству еще продолжались. Так, в марте 1813 г. к северному и южному фасадам были пристроены портики, в 1816 г. была осуществлена роспись храма. Кроме того, в течение первой пол. XIX в. поновлялись старые иконы и писались новые, изготавливались киоты, ризы и оклады для икон.

Бесстолпный интерьер самого храма более светлый и просторный по сравнению с помещением трапезной. Роспись храма, так же как и роспись трапезной не сохранила свой первозданный вид. До настоящего времени от первоначальной системы живописного убранства сохранились лишь композиции, изображенные в куполе, на западной грани восьмерика и в парусах.

Сегодня роспись выглядит следующим образом. В куполе, как и прежде, написаны «Отечество» и девять ангельских чинов. На восточной грани восьмерика - Иерусалим, на западной – «Сошествие Св. Духа». На других гранях по сторонам окон выписаны фигуры московских митрополитов Ионы, Петра, Алексея и Филиппа. В парусах изображены евангелисты. На северной стене - композиция «Тайная вечеря», копия известной фрески Леонардо да Винчи, на южной – «Перенесение мощей Николы», на западной - «Несение креста», «Лепта вдовицы» и «Притча о вошедшем, не имевшем одеяния брачна». На южной и северной стенах между окнами изображены ростовские святители Леонтий, Игнатий, Исайя и Иаков. Почти все композиции обрамлены декоративными арками и орнаментом в стиле ампир.

Среди многочисленных историко-культурных и архитектурно-художественных памятников древнего Ростова храм Николая Чудотворца на Всполье занимает видное место. Несомненный интерес представляет само здание церкви, один из типичных образцов провинциального классицизма начала XIX в.. Значительны художественная и историческая ценность внутреннего убранства храма, куда входит немало первоклассных произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства, созданных несколькими поколениями известных и безвестных мастеров.